Молодежная линия

№10 6 марта 2003


ГДЕ ПРОСТО, ТАМ АНГЕЛОВ ДО СТА...

Известный писатель-костромич Владимир Григорьевич Корнилов

рассказывал: когда впервые осмелился показать свои произведения

профессионалу, тот настолько испещрил красными чернилами

рукопись, что страница была сплошь красна. Возвращая текст,

сказал: "Хорошо! Работайте. Из вас толк выйдет". Заметив

растерянность в глазах молодого литератора, добавил: "Если б

рукопись ничего не стоила, я не стал бы на нее время тратить..."

Молодым литераторам не следует обижаться на замечания старших

товарищей, это -- школа. С рукописью беспомощного в творчестве

человека никто не возьмется работать.

Разбор стихов в "Литературной страничке" такие же замечания "на

полях" рукописи, только более подробные. -- Сегодня мы рассмотрим

стихотворение Дарьи Демидовой "Судьба". Прочитайте его.

1. Ты ломаешь меня,

2. Будто спички, легко,

3. Я бегу от тебя,

4. Но широкой рекой

5. Настигаешь меня,

6. И волна из огня,

7. Словно бы пластилин

8. Сминает меня.

9. Твой удар все сильней,

10. Бьешь точней и точней,

11. Не давая опомниться,

12. Не давая собраться,

13. Но я сильная, я

14. Не хочу поддаваться.

15. Буду жить, буду петь,

16. Буду ждать и любить,

17. Лишь бы только успеть,

18. Лишь бы только дожить...

Стройное до седьмой строки стихотворение дальше начинает

"хромать": в восьмой строке потерян первый безударный слог. У

опытных поэтов укороченная строка допускается, но, как правило, в

конце стихотворения, когда автор хочет усилить этим логическую

точку. В стихотворении "Судьба" строка укорочена в середине

стихотворения, она не несет особой исключительной смысловой

нагрузки, и ритмический сбой воспринимается, как погрешность.

Стихотворение писалось с ударением на последнем слоге каждой

строки, по ритмике выпадает строфа с 11 по 14 строки: в 11 и 12

строках по два лишних слога в конце, в 14 строке -- один лишний

слог.

Смена ритмического рисунка у мастеров "высшего пилотажа" в поэзии

встречается довольно часто, но это оправдано, как прием. У Дарьи

сбой -- от неопытности, от того, что "слово в размеры стиха не

ложится". В целом же стихотворение, если устранить погрешности,

вполне жизнеспособно.

Каждый из авторов стремится писать так, как он хочет, не желая

ничего знать о теории стиха, -- об этом стихотворение Сергея Эло

"Несколько слов в защиту поэзии". Каждому кажется, что он

-- изобретатель и первооткрыватель в стране с названием "Поэзия".

Но со временем всякий начинает понимать, что изобрел "велосипед",

а первопроходцы прошли впереди толпой и немало "наломали дров".

Многие из классиков начинали с авангардизма, но, набравшись

опыта, сошли с этой "тропы войны".

Все, что усложняет восприятие, мешает донести мысль до читателя, отвлекает

-- в стихотворении не оправдано. Мысль должна быть изложена ясно.

Ритмические сбои, усложненность и неестественность образов

-- "камни преткновения" на вашем пути к сердцу читателя.

Слова Плевросия Оптинского "Где просто, там ангелов до ста, а

где мудрено, там нет ни одного" справедливы и в литературе.

Однако нельзя впадать в другую крайность. Отсутствие образности

убивает стихотворение.

Приведу часть стихотворения "Весна приходит", бедное образностью.

На первых весенних проталинах

Среди прошлогодней травы

Головками к солнышку тянутся

Земные посланцы весны.

Желтеют они на пригорочках,

У стволиков белых берез,

Букетики желтеньких солнышек,

От зимних проснувшихся грез.

С ритмом здесь все в порядке, однако стихотворение не

художественно.

В стихах Сергея Эло, напротив, обилие тропов (образов), приведу

одну строфу стихотворения "Ускоритель":

Поэтический ветер

я всегда ощущал внутри,

в иные времена

он мог бы снести голову с плеч,

словно памятник с пьедестала,

и из души извлечь

то, что столько лет в ней намерзало.

Ритмические недочеты усложняют восприятие замечательного в целом

стихотворения.

Эту литературную страничку воспринимайте, как задание на дом:

посидите над ней с авторучкой, почеркайте на полях, станьте

редакторами. Какие замечания вы высказали бы авторам? Хотелось бы

получить письма.

Т. Иноземцева.









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования