Молодежная линия

№4 26 января 2006


"ДЕТЕЙ НУЖНО БОЛЬШЕ ХВАЛИТЬ"

Национальный образовательный проект, а именно его разделы о миллионе рублей для самых продвинутых школ и ста тысячах для лучших учителей, должны были породить в школах горячку соревновательности. Казалось: доказывать, что "именно мы - лучшие", будут практически все школы и очень многие учителя. Но я ошиблась. Обзвонив в середине января больше десятка костромских, на мой взгляд, достойных школ, я услышала в большинстве своем ответы типа: "еще не решали (не думали)", "бумаги не пришли", "наверное, мы не пройдем", и тому подобное. Про учителей директоры школ, вообще, отвечали как-то уклончиво: достойные есть, но вот кто - пока не определились. И только в школе № 21 города Костромы директор Ирина Александровна Круглова безо всяких размышлений, будто давно ждала подобного вопроса, сразу же ответила: "У нас самая достойная - Людмила Юрьевна Пеклецова, учитель русского языка и литературы. Да она не только среди учителей нашей школы самая достойная, а и в Костроме - лучшая". Ее предметы даже "двоечники" на четверки сдают".

Бывшие ученики Людмилы Юрьевны и ее сегодняшние выпускники говорят о своей учительнице тоже только в превосходной форме. Юля Устинова закончила школу № 21 десять лет назад. "В десятом наш класс сделали "химическим", классной руководительницей к нам пришла Людмила Юрьевна. За короткое время она сумела сплотить наш класс так, что мы стали единой семьей. Она организовывала вечера, конкурсы, ходила с нами в театр, вообще, жила нашей жизнью. И что удивительно - главными для нас, "химиков", стали уроки русского языка и литературы. За два года она научила нас грамотно писать, правильно излагать свои мысли не только письменно, но и устно. Барьер общения был снят! Людмила Юрьевна проводила для нас разного рода консультации, например, как писать сочинение, как вести беседу: По литературе мы выходили за рамки программы - в неделю читали по 2-3 произведения и высказывали свое мнение по ним. И в скучных литературных героях мы увидели живых людей своей эпохи. Мы стали не просто грамотными, а другими - более интересными людьми, стали по иному относиться друг к другу и к окружающим нас людям".

В прошлогоднем, выпускном, классе у Людмилы Юрьевны было 7 медалистов. Из 31 выпускника класса 15 человек Единый государственный экзамен по русскому языку сдали на оценку "отлично". Остальные 16 выпускников написали ЕГЭ на "хорошо". Школа № 21 - самая обычная, и класс подбирали не элитный. И с репетиторами, как сегодня принято никто из ребят по русскому языку не занимался. Дополнительных занятий со своими учениками, даже с теми, кто считался слабым, Пеклецова не практикует - хватает знаний и навыков, полученных на уроках. Однажды коллега Людмилы Юрьевны, опытная учительница начальных классов, передававшая ей в пятый класс своих учеников, спросила Пеклецову: "Раскройте свой секрет: как из "двоечников" и "троечников" сделать "хорошистов" и "отличников", да еще по русскому языку?".

Никаких секретов, считает сама Людмила Юрьевна, у нее нет: "Я просто труженик. А у учителя-трудоголика и дети будут трудиться". Она никогда себя не афишировала, не проводила открытых уроков, не пыталась свои методы работы навязывать другим учителям. Да и кто, например, захочет перенимать такой "опыт", как ежедневная проверка тетрадей с домашними заданиями по русскому языку и в десятом, и в одиннадцатом, не считая средние классы. Пеклецова проверяет и обязательно ставит оценку. Все трудные темы она рассказывает в виде сказки. А уже дома дети сами пишут сказку про вредные "пре" и "при".

В число других ее педагогических приемов входит и дифференцированная работа с классом. Объяснение новой темы слушают все вместе, затем более сильные ученики получают самостоятельное задание, а со слабыми тема дорабатывается. Объем домашних заданий тоже для слабых и сильных разный. А вот подход к ребятам один - много хвалить. Хвалить ребенка за любую мелочь, за каждую его самую маленькую победу. Родители бывших и сегодняшних учеников Людмилы Юрьевны буквально боготворят учительницу. Она не только сама находит подход к каждому ребенку, но помогает и им понять своих детей, налад









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования