Молодежная линия

№8 23 февраля 2006


НУЖЕН ЛИ МУЗЕЙ ШКОЛЕ?

Я стояла в дверях темного кабинета, освещенного только свечами, горевшими по краям всего помещения. Внутри был полумрак, слышался треск огонька, по потолку и стенам бродили причудливые тени. Все это особенно придавало кабинету загадочность, уют и тепло. В него хотелось войти, сорвать маски теней и, наконец, рассмотреть книги, утюги, самовары, фотографии и вообще каждую вещь во всей ее красе!

В музей школы № 23 я пришла в день его 30-летия. На юбилей собрались выпускники школы, люди, которые создавали музей и которые прошли с ним весь путь его существования. Этот праздник напоминал "капустник", семейный вечер при свечах.

Добрый гений музея - его первый и единственный директор Татьяна Семеновна Шапорова сумела привить своим ученикам любовь к этому уголку. Удивительно, как такая маленькая, хрупкая женщина смогла на своих плечах поднять и сохранить нужное, живое дело. О музее говорили, как о человеке, как о личности, как о живом организме: "Музей тогда хорош, когда в нем постоянно кипит жизнь". Вот залог успеха и длительного существования музея 23 школы. 30 лет все-таки срок! "Музей живет своей жизнью. Он чувствует, когда нет ребят, взрослых, нет обсуждений. Что-то накапливается уже. Может, и обижается чуть - чуть: "Что, мол? Забыли про меня?" Мы чувствуем, когда он отторгает нас. Приходишь - и начинаешь понимать, будто чего-то не хватает, становится неуютно", - рассказывает Татьяна Семеновна. А все потому, что этот музей привык, чтобы в нем всегда были люди. И летом - собирались в походы, возвращались, подводили итоги. И в течение учебного года двери музея не закрывались даже во время каникул.

Прикоснувшись к этому удивительному миру, я захотел узнать, способны ли нынешние школьники создать что -либо подобное?

"Нет", - считает Татьяна Семеновна, - "такого музея в наше время не организуешь. Сейчас ходить в походы, ездить в экспедиции в поисках краеведческих материалов стало опасно, далеко не пойдешь. Да и у ребят интерес угасает". Так неужели современные школьники могут быть только потребителями и выступать в роли зрителей или слушателей, а вот активистов, создателей и инициаторов становится все меньше и меньше?

Хорошавина Марина Владимировна (завуч гуманитарного отделения гимназии № 15 и в прошлом основатель "Зала боевой славы" в этой школе) отвечает на этот вопрос: "Так у старшеклассников огромная загруженность в школе. Легко ли выдержать по 8-9 уроков в день? Да плюс еще домашние задания и репетиторы". Действительно, творческим делом, таким как музей, надо не просто заниматься, им надо жить. Нужно работать "дни и ночи". Поиск, обработка, сохранение материалов - колоссальный труд. Большинство не решаются, да и не горят желанием взвалить на себя интересную, но тяжелейшую ношу. "Раньше все на общественных началах было, - вспоминает Марина Владимировна, - ни копейки денег за свои труды не получали, а теперь все должно поощряться хоть мизерной, но платой". И с этим тоже нельзя не согласиться, ведь музеям во все времена тяжело приходилось без финансирования.

"В таких случаях я хитрила, - рассказывает Татьяна Семеновна. - Вот, к примеру: брать в прокат палатки и спальные мешки дорого. Поэтому я взялась вести кружок на станции юных туристов. И как сотруднику мне давали на лето и палатки, и мешки, а то и котелки. К тому же отсутствие денег всегда компенсировалось постоянной поддержкой коллег и администрации школы".

Так нужен музей в школе или нет?

Чтобы быть более объективной, я решила задать этот вопрос жителям нашего города.

Пожилая пара, ностальгически вздохнув, сказала: "Обязательно нужно, чтобы в школах был краеведческий уголок. Это память о тех, кто был до нас и будет после".

Но и среди молодежи нашлись те, для которых слово "музей" - не просто звук. Ребята лет восемнадцати наперебой говорили о том, что музей необходим, что он "способствует развитию молодого поколения, воспитывает его. Ведь школа - это начальный период жизни человека, когда формируются все его принципы и интересы".

А вот молодая мама решительно ответила, что ей все равно: есть в школе у ее ребенка музей или нет, и что при необходимости "можно









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования