Молодежная линия

№ 35 24 августа 2006


УЧИТЕСЬ ЗНАКОМИТЬСЯ

В сентябре нашим детям всегда предстоят новые знакомства: первые дни в детском саду, появление на подзабытой за лето детской площадке... Несколько подобных ситуаций, в которых сын или дочка выглядели излишне застенчивыми или, наоборот, непримиримо агрессивными, вдруг убеждают родителей в том, что малыш, оказывается, не умеет знакомиться, вступать в игру, общаться.

В этом нет ничего удивительного. Малыш не рождается с

навыками ведения светской беседы - он получает их по мере взросления. И ведущая роль здесь, естественно, принадлежит родителям.

Надо быть любопытным

Не принимая детскую инициативу ("Что ты встреваешь!"), воздвигая вокруг активного малыша необоснованные границы из многочисленных "нельзя", мы, порой не догадываясь об этом, взращиваем в малыше чувство вины ("Я все делаю неправильно, я не такой, как надо").

В чувстве вины, в частности, кроются причины неуверенности в себе, которая мешает свободно общаться. Обуреваемому чувством вины малышу значительно труднее проявлять свойственное возрасту любопытство ко внешнему миру. Вот почему родителям так важно научиться уважать детскую инициативу и в то же время отводить ей определенные рамки: "Понимаешь, у нас сейчас важный разговор, а для тебя найдется время чуть позже".

Чтобы 3-5-летнему ребенку хотелось общаться, ему, в отличие от взрослого, необязательно быть очень заинтересованным в человеке, - достаточно просто быть любопытным. И при этом твердо знать, что его не отвергнут, что его вопросам обрадуются и найдут время на них ответить. Тем, как родители принимают вопросы ребенка и отвечают на них, они дают модель общения, которая сработает и в общении со сверстниками. Если родители все делают правильно, ребенок усваивает алгоритм: он слышит вопрос, дает себе время, чтобы на его ответить, и спокойно отвечает.

Дежурные вопросы

Взрослому кажется, что это просто: подойти и попросить игрушку, если хочется ее взять. А для ребенка этот шаг совсем не очевиден! Особенно если ему говорят: "просить нехорошо", или уже был опыт, когда ему не дали игрушку. Ему грустно, ему хочется игрушку, но как и когда надо просить, он не понимает. И вот, так и не попытавшись ничего предпринять, он плачет. Буря чувств в его душе осталась для нас невидимой - мы замечаем только тот момент, когда малыш заплакал! И в растерянности не можем понять, что же произошло.

Лучший вопрос, который стоит задать в этой ситуации ребенку: "Что было до того, как ты заплакал?". Это помогает, во-первых, остановить слезы, а во-вторых, немного "открутить" чувства ребенка назад.

Малыш начинает объяснять: "Я хотел... ой, нет, я не знал... нет, я забыл..." Потом: "Ага! Я хотел играть! Я хотел игрушку!". В этот момент он готов к тому, чтобы вы предложили ему какую-то модель поведения в подобной ситуации. Лучше всего ситуацию разыграть (с помощью куклы - обычной или куклы на руку). Например, сыграть мальчика, которому никто не дает игрушек, а он не знает, как их попросить.

У взрослых есть дежурные вопросы, чтобы завязать разговор - но маленьким детям они пока незнакомы. Их можно подсказать.

Детям легче завязать разговор о чем-то конкретном: "У меня вот такая машинка, а у тебя какая?" (Лучше ее показать.) "Давай они будут вместе ездить?" (Легче всего начинать с конкретной игры.)

Спрашивать надо о том, что для другого значимо: "Какие у тебя любимые куклы (книжки, лакомства, игры)?".

Взрослый учит ребенка: "Когда хочется, чтобы тебя приняли в игру, подойди и скажи: можно я с вами?". Психологи убедились в том, что в этой ситуации лучше не задавать вопросы, а что-либо предлагать, утверждая себя. Скажем, так: "Я умею строить дома и буду строить дом".

Почему лучше не задавать вопросы? Дело в том, что маленькие дети жутко эгоцентричны. Это нормальный механизм, помогающий им собой владеть и управлять. Но когда к группе играющих подходит мальчик и спрашивает: "Можно я с вами?", его вопроса могут просто не услышать - каждый слишком занят собой. В лучшем случае какая-нибудь вежливая продвинутая девочка скажет: "Можно".

Вот и получается, что предпочтительный вариант - если ребенок знает, чего хочет, и назовет, чем буд









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования