Молодежная линия
| №9 1 марта 2007 |
КТО ТЫ В ЛЮБВИ? Один из видов любви назван греческим словом - ПРАГМА (де-ло, практика). Это спокойное, бла-горазумное чувство. Если в любвимании самодержавно царят чувст-ва, которые подчиняют себе разум, то в прагме царит разум, а чувства покорны ему. Настоящий прагмик не может любить того, кто недостоин любви. Он до мелочей видит всю ценность или неценность человека. Любовь для него - столько же дело головы, сколько сердца, и он сознательно руководит своим чувством. Он хорошо относится к близко-му: помогает ему раскрыть себя, делает добро, облегчает жизнь, остается преданным ему в испыта-ниях. Для прагмиков очень важен ра-зумный расчет, причем не эгоистический, а трезвожитейский. Они стараются все планировать и могут, скажем, отложить развод до того, как перейдут на другую работу, кончат учебу, вырастят ребенка: Это, скорее, не любовь, а более тихое чувство - привязанность, симпатия. Его испытывают или очень спокойные, или очень рационализованные люди, или те, у которых умеренная энергия, небольшая пылкость чувств. У них сильное самоуправление чувствами как раз потому, что эти чувства ослаблены. Но прагма - совсем не низшее, а нормальное, естественное чувст-во. Это как бы флегматичная лю-бовь, и она может быть очень проч-ным и долгим чувством. Прагмики могут жить в добрых отношениях, быть внимательными спутниками, хотя не яркими, как бы без душев-ной молодости, без юности чувств. Они любят зрелым устоявшимся чувством, они как бы начинают с последних возрастных ступеней любви, но зато могут стоять на них до конца жизни. Это чувство может быть и блеклым, и по-настоящему добрым, надежным. У привязанности прагмы есть еще одно преимущество перед другими любовными чувствами: те со временем остывают, слабнут; а прагма, наоборот, может делаться теплее, душевнее. Такое чувство встречается час-то - и в старости, когда энергия чувства снижена, и в зрелые годы - в тех семьях, которые строятся на житейски хозяйственных отношени-ях; и вообще у людей с рационализированной душой, а их сейчас ста-новится все больше. В прошлом прагма была, пожа-луй, самым частым супружеским чувством, и под ее знаком брак стоял десятки веков, особенно в патриархальной крестьянской се-мье, которой правили добрые нра-вы. Нынешняя прагма растет из главной психологической тяги современных людей - тяги к глубокой душевной совместимости, похожим интересам, взглядам, обычаям. Де-виз прагмы - как можно более пол-ная совместимость, и на нем стоит вся теперешняя служба знакомств и брака. Другой вид любви - ЛУДУС: Овидий в "Искусстве любить" называл его amor ludens (амор люденс) - любовь-игра. Человек здесь как бы играет в любовь, и его цель - выиграть, причем выиг-рать как можно больше, потратив как можно меньше сил. Лудиане хотят радужных и без-заботных отношений, легких, как полет бабочки. Они тянутся к од-ним только радостным ощущени-ям, и их отпугивают более серьез-ные чувства. Крайние из них стре-мятся завести двух, а то и трех возлюбленных сразу. "Любовь к нескольким", книга-наставление XVII века, говорила об этом, что два возлюбленных луч-ше, чем один, а три надежнее, чем два. Они дают двойную гарантию успеха: во-первых, при любой осечке с одним его заменит другой, во-вторых, деля между ними симпатию, можно не бояться глу-бокого увлечения, излишней при-вязанности. Лудианин - человек кратких ощущений, он живет мгновением, редко заглядывает в будущее и почти никогда не вводит возлюб-ленного в свои далекие планы. У него нет ревности, нет вла-дельческого отношения к возлюб-ленному; он не распахивает перед ним душу и не ждет от него тако-го распахивания. Часто он не тре-бователен или не очень требова-телен, а то и неразборчив. Внеш-ность партнера ему важна меньше, чем собственная незави-симость. У него особенное отношение к телесным радостям. Они для него не высшая цель и не часть эмоци-ональных отношений. Это часть его игры, одно из ее русел, и он не вкладывает в них душу, легко относится к ним. Его больше влечет легкость игры, чем ее результаты. Конечно же, лудус - не любовь, просто любовное поведение. Лудиане не могут любить, в их ду-шах нет струн, на которы |