Молодежная линия

№24 14июня 2007


"Учитель" - слово-то какое!

Живет в деревне Борок Буйского района Алексей Тихомиров, 26 лет от роду. И вроде бы ничего нет в нем особенного: чуть лукавый взгляд из-под очков, тихая улыбка и смущение, что это именно к нему приехали "из газеты". А между тем его на селе знает каждый, и все спешат поздороваться, пожать руку, величая только по имени-отчеству: "Алексей Владимирович". Он - Учитель. Учитель начальных классов - а значит, в его руках будущее деревни Борок.

- Первый вопрос традиционный: как вы стали учителем и почему именно здесь?

- Я здесь родился и вырос. Где же еще мне быть? Еще когда в 9-м классе учился, Ольга Николаевна Смирнова, наш биолог, посоветовала мне попробоваться в педагоги. Я пошел в 11-й, потом в Галичский педколледж, а там, на четвертом курсе, к нам приехала комиссия, пригласили экзамены в институт сдать. Решил попробовать и - поступил. Пять лет я учился заочно в КГУ им. Н.А.Некрасова и работал здесь, в Борке.

- А как вас приняли, все-таки вы в этой школе учились?

- Замечательно! Непривычным было только, когда по имени-отчеству называли. Мой классный руководитель Галина Геннадьевна Лапина - сейчас директор школы. От нее слышать: "Алексей Владимирович" - до сих пор неудобно.

- В женском коллективе неуютно бывает?

- Что вы! Нет, конечно. В нашей школе удивительно чуткие женщины работают: всегда поддержат, слова доброго не жалеют. В моем педколлективе все для меня. И потом, я привык к женскому обществу - в колледже парней тоже немного было.

- Они в учителя, как и вы, пошли?

- В основном, нет. Кто стал охранником, кто в милиции работает. Из тех, кто в мою волну учился, только двое еще остались работать в школе.

- А почему, как думаете?

- За всех не скажу, конечно, но вы же сами все понимаете: зарплата оставляет желать лучшего. А кроме того, "писанины" всякой для отчетности слишком много. Иногда за бумажками настоящее слово теряешь, а ведь именно оно ценно.

- Учитель - это призвание, дар?

- Это выбор. В моей семье я единственный решился стать учителем. Отец с мамой сначала в колхозе работали, потом батя в строительную фирму ушел, мама много специальностей сменила: на ферме (мы ей бегали помогали), на почте заведующей отделением, сейчас - в соцобеспечении начальником отдела. Брат мой, двойняшка (но мы совсем непохожи, как плюс и минус), - как отец, на строительстве, причем то в Костроме, то в Вологде, то в Москве. Все меня сманивает.

- А вы что же?

- Я пока, если честно, в смятении. Уеду - кто здесь останется? И домашние меня поддерживают. Помогают к урокам готовиться. И рисуют, и пишут.

- А какой предмет вы считаете в школе главным?

- Классный час, где мы можем обсудить с ребятами то, что их волнует, поговорить по душам, просто чайку попить.

- Начальные классы имеют свою специфику?

- Маленькие умеют слушать. Они заглядывают тебе в рот, ждут каждого слова. И здесь особенно важно оправдать их надежды, удивить их, открыть для них мир. Ты для них - проводник в жизнь. Взрослые подзадумаются: надо ли им то, что ты даешь? Зачем это? Взять ли? С ними ты уже строишь диалог.

- А разве со взрослыми школьниками вы тоже работаете?

- Конечно. В ремонтной бригаде, на приусадебном участке, в пришкольном лагере, вот как сейчас. И потом, у нас одна общая школьная жизнь, в которой каждый друг друга чему-нибудь учит.

- Как вы думаете, чему важнее сегодня научить наших детей?

- Я своих учу быть людьми. Это самое важное. Уметь отвечать за свои слова и поступки. Читать и писать они научатся и без меня. А быть человеком - этому порой жизни не хватает научиться.

- А как их научить этому?

- Своим личным примером, больше никак. Когда я вижу, что надо помочь, мне на душе неспокойно, если мимо пройду. А они все видят, запоминают, и сами мимо чужой беды не пройдут, и дома по хозяйству родителям помогают.

- Кстати,









Молодежная линия, © 2001-2008
Создание сайтов - Globeweb

|
      Rambler's Top100       Яндекс цитирования